Скрыть дополнительный материал
Надо ли говорить о том, что кружка является одной из наиболее древних ёмкостей для напитков, которые были придуманы человеком? Археологические раскопки убедительно доказывают, что посуда, как таковая, была изготовлена одновременно с появлением первых навыков лепки и обжига глиняных изделий. Привычная нам ручка являлась несколько более сложным элементом конструкции, поэтому и добавилась несколько позднее. Кружка может иметь разный объём; её форма также может несколько варьировать – от первобытного примитивизма до подлинного произведения искусства. Однако, вы никогда не спутаете кружку с кофейной чашечкой или чайной чашкой – слишком велика разница соотношения форм, да и общего объёма.
Что приходит на ум большинству людей, когда они слышат слово «кружка»? конечно же – классическая пивная кружка, изготовленная, как правило, из стекла (не следует забывать, что ещё относительно недавно они были почти исключительно глиняными. Преимущественно, кружка использовалась для распития слабо- или безалкогольных (квас) напитков. Для последних мера устанавливалась крайне редко, а вот для пива и его «собрата» и предшественника – эля – кружки изготавливались традиционного для данной страны объёма. Например, для Англии такой мерой служит одна пинта. Более того, в Англии и Ирландии нередко проводятся своеобразные «соревнования» на предмет – кто больше «пинт эля» осилит, прежде, чем упадёт под стол. Пивная кружка считается ровесницей данного хмельного напитка. Из дерева они изготовлены, или из глины – не так уж важно… Важно другое – они представляют собой часть подлинно живой истории. В относительно недавнем прошлом мы можем встретить такие пивные сосуды удивительной красоты, оснащённые крышками, украшенные орнаментом и т.д. И это не говоря уже о том, что, зачастую, пивные кружки изготавливались из благородных и недешёвых материалов, таких, как фарфор и фаянс.
В немецком языке присутствует слово stein, которое обозначает «пивной бокал». Данный термин, непременно, подразумевает наличие крышки. Казалось бы – зачем она вообще нужна? Сплошная помеха, да и только…
Однако, сам факт наличия крышки у пивной кружки имеет прелюбобытнейшие исторические обстоятельства. С 1340 по 1380 год в Европе имела место эпидемия чумы, которая стоила жизни 25 миллионов человек из разных стран. Но на этом катастрофа не окончились, ибо к концу XV века сотни миллионов мух, разносящих заразу в виде простейших, заполонили Евразию. В итоге, магистраты крупнейших городов Германии выпустили указы, цель которых состояла в том, чтобы обязать население в целях соблюдения санитарии (доступной тогда) делать крышки для пивных кружек и другой посуды, не превращая еду и питьё в рассадник дизентерии и прочих малоприятных, а, порой, и смертельно опасных болезней. Время появления первых кружек с крышками датируют 1525 годом. Надо сказать, что развитие технологического процесса, а также введение новых законов, существенно облагородили культуру употребления пива. Во всяком случае. Пиво перестало быть смертельно опасным (для употребляющего) напитком, и пивовары вновь получили свой законный «барыш».
Значительное преимущество нового вида глины, которая была непористой и, следовательно, более гигиеничной, состояло в том, что она не имела свойства впитывать в себя «старые» запахи, которые со временем становились просто непереносимыми и уничтожали, по сути, весь труд пивовара.
К концу XVII века в Западной Европе сформировался своеобразный региональный стиль, по которому можно определить, где изготовлена кружка. В Скандинавии делают теплые на ощупь кружки из дерева со специфическими крышками на деревянных петлях.
В наш век высоких технологий совершенно не проблематично изготовить по индивидуальному дизайну кружки. Саратов и другие крупные города имеют множество фирм, оказывающих подобные услуги. Кружки в Саратове можно изготовить, буквально, из любого материала и с любым орнаментом. Можно также нанести на фото на кружках в Саратове. Во многих организациях, специализирующихся на полиграфии, можно заказать печать на кружках. Саратов идёт в ногу со временем даже в такой, относительно сложной, разновидности полиграфии.
Одно время важную роль в дизайне играла форма: скажем, кружки из Австрии и Богемии были широкими и массивными, а северные провинции Германии и Англия делали их глазурованными и стройными.
И хотя после жестких санитарных мер Германия стала чище, и крышки, спасавшие пиво от мух, уже были не нужны, Гильдия оловянщиков делала все возможное, чтобы закон продолжал действовать. Так что когда в XIX ( !) веке крышки отменили, они уже стали традицией и фактом дизайна.
Перемены в судьбе пивной кружки в XX веке были связаны с распадом монастырских пивоварен, славившихся своим пивом. На смену им пришли маленькие заводики, которые очень гордились чистотой своего пива, и заказывали стеклянную посуду: из тщеславия и в рекламных целях. Так появляются бокалы из стекла с гравировкой или эмалью, а классические steins уходят в тень. Очень немногим кружкам из олова со свинцом (pewter) удавалось выжить в этом стеклянном царстве. В середине XIX века возникает фирма “Виллерой и Бок”, основанная в Метлахе немецкими аристократами, вложившими деньги в производство и в классных мастеров. Воспользовавшись археологическим бумом и возрождением “историзма”, метлахцы создают яркие steins с сюжетами из мифологии и Ренессанса. Им удаются и глазуровка, и цветное литое стекло и любые жанры росписи и гравировки. Цены на ”метлах” взлетают, доходя до недельной зарплаты служащего за кружку, но любителей пива и красоты это не сдерживает.
Пробуждение интереса к античному миру вызывает цепную реакцию: в разных странах открывается ряд музеев истории и искусства; начинается коллекционирование кружек. Происходит осознание того, что они – не только факт этнографии, но и социально-культурный феномен.
Наряду с метлахскими, кружки с гравировкой и эмалью из венского фарфора, Мейсена и Капо дю-Монт украшают сегодня самые дорогие коллекции в мире.